Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:03 

книжности.

Alectro
клуб хаотиков
Дочитал "Завтра я всегда бывала львом" Лаувенг и её вторую книгу, "Бесполезен как роза". Пожалуй, я бы даже не разделял их на две, вторая как бы плавно продолжает другую и дополняет, но в принципе не обязательна. Должен сказать, эти книги скорее даже не о шизофрении (хотя и этого там достаточно, в том числе довольно небезынтересной информации о том, как расстройство выглядит "изнутри"), а о стигматизации, ошибках и предрассудках, недостатках системы в целом, с которыми сталкивается больной. И в большой степени стигматизируют даже не сторонние, "нормальные"люди, которые никогда с этим не сталкивались, а сами врачи и персонал. Если ты болен психическим заболеванием и лежишь в больнице (или даже не лежишь...), все твои действия рассматриваются только через призму диагноза. Ведёшь ежедневные записи? У больного графомания. С самого детства, ещё до болезни, хотел стать психологом? Нет, больной просто переносит себя на место своего психотерапевта и хочет быть им. Ничего, пройдёт. Абсолютно для всех человек перестаёт быть человеком и превращается в "психа", у которого нет ничего, кроме его заболевания. Даже вылечившись или будучи в стадии ремиссии, всё равно постоянно приходится с этим сталкиваться. Обычные люди могут быть просто раздраженными или печальными, люди скажут "просто устал" или "сегодня же весь день дождь, у кого угодно настроение испортится", никто не ищет в этом признаков ухудшения психического состояния. Но есть ты болен - или был болен - ты уже не можешь быть просто в плохом настроении. Всё, абсолютно всё рассматривается через заболевание - врачами и медперсоналом в больницах и обывателях во всех других местах, если они знают о заболевании.
О похожем отношении я уже читал до этого, в эксперименте Розенхана. Правда, там речь шла о сомнительности психиатрической диагностики, но вышеназванные ошибки тоже присутствовали.
Должен сказать, подобная стигматизация, отчасти, актуальна не только по отношению к психическим расстройствам, но и долгосрочным соматическим заболеваниям. И зачастую эти выводы себя не оправдывают, хотя в каких-то случаях действительно могут быть верными. Но не всегда, не всегда - и все почему-то это забывают.
Но не могу сказать, что в книгах одна сплошная чернота - так что эти книги вовсе не об ужасах психиатрических лечебниц Норвегии, как могло показаться из того, что я написал выше, ничего подобного. Люди и места разные. Больницы разные, порядки разные, ситуации. Автор просто указывает на распространённые ошибки, а не жалуется на извергов-санитаров и калечащую, бездушную систему. Трогательных и светлых моментов в книгах тоже предостаточно, как и чутких, внимательных врачей и ласковых сиделок, вежливый и профессиональный персонал больницы. Так что любители чернухи будут сильно разочарованы, если взялись читать эти книги именно ради таких "интересных подробностей".
А ещё, помимо всего этого, я просто получил удовольствие от чтения. Приятный слог и верные выводы, простое описания событий без экспрессивных эмоциональных комментариев, которыми обычно автор выражает своё отношение к чему-либо и добавляет образности. В этой книге они были бы лишними.

Также, я, наконец, дочитал сборник рассказов "Все новые сказки", который мучил аж со своего последнего визита в Москву. Там я купил эту книгу и, сказать честно, отчасти пожалел об этом. Большинство рассказов не вызывали ничего, кроме недоумения - зачем я это сейчас прочитал? Ни начала, ни конца, ни смысла или связного сюжета. Какой был смысл в этом? Наверное, подобные вещи должны цеплять читателя своими образами или слогом (и с некоторыми это действительно работало), но меня у меня они вызывали лишь досаду от потраченного времени и чувство обманутости.
Но попадались в этом сборнике и просто потрясающие вещи, которые я читал с удовольствием. Сюрреалистичные, забавные, интересные и захватывающие, какие-то как начало целого романа (который я бы с удовольствием прочитал бы, если бы планировалось продолжение), какие-то совсем короткие и окончательные. Но их было меньше, чем всего остального, а я не люблю пропускать куски текста, начав - так что либо я читал всё последовательно, либо... либо медлил. Откладывал и откладывал, "пока настроение не появится". Оно, само собой, не появлялось. Аппетит приходит во время еды - это актуально иногда не только про еду.
Сказать честно, я снова взялся за сборник не с намерением дочитать его - я хотел прочесть рассказ Джо Хилла "Дьявол на лестнице". Где-то я наткнулся на упоминание о нём и мне показалось, что он достоин внимания, а потом вспомнил, что он есть у меня в бумажном варианте, в сборнике. Так что я снял книгу с полки - и обнаружил, что недочитанными остались всего четыре рассказа. "Дьявол" был самым последним.
Почему бы и нет. У меня и так достаточно недочитанных книг.
Рассказы оказались, как и во всём остальном сборнике - один меня развлёк за чашкой кофе историей об исследователе-инопланетянине, которого все остальные жители Земли знают как Санта Клаус ("Секретный агент" Курта Андерсона), второй вызвал немой вопрос "зачем это здесь?" ("Истории" Майкла Муркока), третий был слегка затянут и зануден, но среди обыденности то тут, то там проступали абсолютно невозможные, сюрреалистические детали безо всяких объяснений, создавая мистическую и слегка безумную атмосферу при полной внешней нормальности и заурядности, оставляя читателя в лёгком недоумении, но под впечатлением от образов ("Первый полет «Беллерофонта»" Элизабет Хенд).
И "Дьявол на лестнице". Пожалуй, он добавлен теперь в список моих любимейших рассказов, которые я когда-либо читал - меня пленили образы и детали, вроде механической заводной птички, которая прекрасно поёт, но чтобы она запела, нужно солгать, "накормить её ложью". И самая история более всего похожа на сказку из всего сборника - при этом нельзя игнорировать символизм каждой детали и финальное заключение. Я почти влюбился.

Что я буду читать дальше и буду ли, пока не известно. Не буду возлагать надежды на свой энтузиазм, он обычно всегда кратковременен.

@темы: заметки

URL
   

Blackwood's

главная